Индексирование скоростных характеристик резины определяет нормированный режим скорости автомобиля, влияющий на длительность эксплуатации шин. Данный параметр напрямую связан с другими техническими характеристиками покрышек, например, индексом нагрузки.
Зачем нужно индексировать колёса?
Многие водители ошибочно считают, что индексирование скоростных параметров шины важно исключительно в отношении спортивных и гоночных авто. На самом деле, характеристика распространяется и на легковые машины, мотоциклы и другой транспорт.
Несоблюдение соответствующих индексу скорости шин эксплуатационных режимов в реальных условиях грозит повреждением покрышки и потенциальной опасностью для здоровья и жизни водителя и пассажиров.
Маркируя шины, производитель, в свою очередь, берёт на себя ответственность, что с покрышкой при соблюдении соответствующих эксплуатационных режимов ничего не случится.
Маркировка и её расшифровка.
Некоторые водители не придают маркировке на резине никакого значения. Однако здесь содержится масса необходимой информации. По правилам, производитель обязан указывать на покрышке следующее:
- название бренда;
- модель и типовые значения протектора;
- размеры — ширина и высота профиля, посадочные характеристики;
- тип шины (камерная, бескамерная);
- когда произведено изделие;
- конструктив — диагональный, радиальный;
- индекс скорости;
- индекс нагрузки;
- дополнительные данные — направление вращения, пройденные испытания и т. п.
Под индексированием скоростных характеристик резины подразумевается предельная рекомендуемая скорость для конкретной покрышки. Характеристика в виде латинской буквы расположена на боковой стороне шины. Превышать указанный параметр запрещается.
При несоблюдении обозначенных лимитов производитель не даёт никакой гарантии и не несёт ответственности за последствия.
Определить максимальный предел скорости конкретного изделия несложно. Индекс маркируется латинскими буквами в диапазоне А-Y. Например:
- символ N обозначает недопустимость превышения скоростных показателей свыше 140 км/ч и рекомендуется для грузового транспорта;
- покрышки с символами S и T выдерживают разгон до 180 и 190 км/ч и используются в обычных легковых машинах;
- буквы Z, W, Y на шинах говорят о том, что последние при соответствующих скоростях 240, 270, 300 км/ч предназначены главным образом для спорткаров;
- аббревиатуры VR или ZR — это максимальные скоростные индексы свыше 210 и 240 км/ч.
Более полная расшифровка представлена в таблице:
Литера | Скорость (км/ч) |
G | 90 |
J | 100 |
K | 110 |
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
O | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
U | 200 |
H | 210 |
VR | >210 |
V | 240 |
Z | >240 |
ZR | >240 |
W | 270 |
Y | 300 |
Скоростные и нагрузочные режимы.
Как уже указывалось, скоростной режим тесно связан с индексом нагрузки шины. Последний непосредственно отражается на характере движения автомобиля и ресурсе покрышки. По этим причинам обе характеристики важно рассматривать в комплексе.
Учитывайте следующие моменты:
- если у значения нагрузки невысокие показатели, автомобиль перемещается с меньшими шумами, но резина быстрее вырабатывает свой ресурс;
- когда параметр имеет высокое значение, покрышки более шумные, но служат более длительный срок.
Например, если граничный показатель скорости покрышек равен 200 км/ч, то при превышении скорости на 10 км/ч требуется снизить нагрузку на значение, равное 3 %. Если установлены шины со скоростью 180 км/ч, но эксплуатация авто осуществляется на 200 км/ч, нагрузку предстоит снизить на 8 %.
Расшифровка представлена в таблице:
Индекс | Нагрузка (кг) |
90 | 600 |
92 | 630 |
94 | 670 |
96 | 710 |
98 | 750 |
100 | 800 |
102 | 850 |
104 | 900 |
106 | 950 |
108 | 1000 |
110 | 1060 |
112 | 1120 |
114 | 1180 |
116 | 1250 |
118 | 1320 |
120 | 1400 |
122 | 1500 |
124 | 1600 |
126 | 1700 |
Что учесть при выборе резины?
Чтобы колёса отслужили весь срок, заявленный производителем, без существенного износа, обратите внимание на следующие моменты:
- не допускайте превышения указанных на шине максимальных значений скорости и нагрузки;
- приобретая изделия с усилением, ориентируйтесь на подтверждённые производственными испытаниями параметры;
- обратите внимание на международные стандарты для резины легковых автомобилей — они обычно имеют одинаковый нагрузочный параметр при индексе скорости в диапазоне 180-240 км/ч;
- отдавайте предпочтение изделиям с небольшим запасом по скорости (от 10 до 15 процентов) — так вы продлите срок службы покрышки;
- чтобы избежать опасных непредвиденных ситуаций на трассе (разрыв резины при высоких скоростях), выбирайте изделия с повышенным индексом скорости;
- не устанавливайте на обычный автомобиль резину для спорткаров — при таких явно завышенных параметрах пострадает комфортабельность передвижения;
- при наличии покрышек с различными скоростными ограничениями для их относительно равномерного изнашивания устанавливайте жёсткую пару на передние колёса;
- время, место выпуска и производства автомобиля никаким образом не связаны с рассмотренными в статье параметрами;
- разделение автообуви на сезоны и её предельные характеристики скорости являются взаимосвязанными понятиями — например, для зимних колёс рекомендуется более высокий индекс скорости;
- при высоком скоростном индексе увеличивается сцепление с дорожным полотном, но протектор быстрее изнашивается;
- если на покрышках отсутствует литера с максимальной скоростью, предполагается, что такая резина соответствует индексу K — 110 км/ч.
О том, что такое индекс скорости, и нужно ли за него переплачивать, смотрите в следующем видео:
Допустимый скоростной режим для покрышек является важной характеристикой, про которую не стоит забывать. Данный параметр тесно взаимосвязан с индексом нагрузки, и про это также следует помнить при выборе резины.
На этом у меня сегодня все. Надеюсь, что статья полностью раскрыла вопрос о том как и для чего наноситься индекс скорости на шинах.
С уважением, администратор https://life-with-cars.ru/