Всем привет! Сегодня я хочу провести экскурс в историю автомобильной промышленности и рассказать про старые грузовики СССР.
До 1916 года в Российской империи грузовиков не выпускали, производились только отдельные экземпляры легковых Руссо-Балтов на Рижском заводе.
В 1916 году в районе Тюфелевой рощи (ныне в составе г. Москва), началось строительство автомобильного завода, который просуществовал до 2013 года и назывался АМО ЗИЛ. Завод строился торговым домом «Кузнецов и Рябушкинские» под военный контракт на поставку армии грузовиков.
Выпуск грузовиков полного цикла должен был начаться в 1917 году, но из-за войны и разрухи этим планам не суждено было сбыться.
Так как автомобили были предоплачены, и срыв контракта грозил предпринимателям санкциями, они закупили в Италии машинокомплекты и начали «отверточную сборку» грузовика FIAT-15 Ter.
Выглядел он вот так:
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 1500 к.г.
Мощность: 40 л.с. при 1800 об/мин.
Объем двигателя: 4398 см^3
Максимальная скорость: 40 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление многодисковое «сырое»
Колесная формула: 4X2
С 1917 по 1919 год было выпущено около 1500 машин, а после 1919 года из-за национализации завода, революционной разрухи, финансовой неразберихи завод пришел в запустенье и отдельные цеха занимались ремонтом ранее выпущенных автомобилей.
Только в 1924 году завод начал выпуск первых серийных грузовых автомобилей полностью производимых в СССР
Этими автомобилями стали АМО-Ф15. Выглядели они вот так:
По сути АМО Ф15 представлял собой рестайлинг фиата.
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 1500 к.г.
Мощность: 35 л.с. при 1400 об/мин.
Объем двигателя: 4398 см^3
Максимальная скорость: 42 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление многодисковое «сухое»
Колесная формула: 4X2
АМО Ф15 выпускался с 1924 по 1931 годы. И пережил целых 2 модернизации. Всего было выпущено 6971 автомобиль и производство было прекращено.
Главным недостатком автомобиля была высокая себестоимость, так как машина имела много сложных деталей из цветных металлов и собиралась на стапелях (конструкция не позволяла организовать конвейерную сборку). Для понимания масштаба проблемы — ФОРД АА в 1930 году в агрегатах с доставкой из США в СССР стоил 900 рублей, в то время как себестоимость АМО Ф15 составляла 8500 рублей.
Так же до революции был заложен Ярославский автомобильный завод, но первую продукцию он смог дать только в 1925 году выпустив Я-3. Выглядел этот грузовик вот так:
Конструкция, кроме силового агрегата, была взята с не пошедшего в серию автомобиля УАЙТ АМО, а силовой агрегат поставлялся из Москвы с завода АМО и был одинаковым с автомобилем АМО Ф15.
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 3000 к.г.
Мощность: 35 л.с. при 1400 об/мин.
Объем двигателя: 4398 см^3
Максимальная скорость: 30 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление многодисковое «сухое»
Колесная формула: 4X2
Автомобиль выпускался с 1925 по 1928 годы.
Грузовики СССР 1930х годов.
Развивающаяся промышленность СССР отчаянно нуждалась в автомобилях большей грузоподъемности и соответсвенно я-3 прошел через несколько модернизаций.
Первой его модернизацией стала замена рамы, кабины и силового агрегата на Daimler-Benz (двигатель, сцепление и коробка передач), по итогу получилась машина с грузоподъемностью 4 тонны, которая получила название Я4. Выглядела она вот так:
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 4000 к.г.
Мощность: 54 л.с. при 1800 об/мин.
Объем двигателя: ????? см^3
Максимальная скорость: 54 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
Автомобиль выпускался с 1928 по 1929 годы.
Я4 подвергся еще одной модернизации, и снова получил усиление рамы, слегка измененную кабину и новый импортный силовой агрегат. Автомобиль назвали Я-5 он выглядел вот так:
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 5000 к.г.
Мощность: Hercules-YXC-B 95 л.с. при 2200 об/мин.
Объем двигателя: 7022 см^3
Максимальная скорость: 53 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
Автомобиль выпускался с 1929 по 1934 годы.
К концу 1920х годов ситуация в автомобильной промышленности СССР складывалась катастрофически, АМО ф15 имел огромную себестоимость, его модернизации с американскими заимствованиями АМО 2 и АМО 3, мало подходили для условий СССР, и имели огромную себестоимость. Ярославские грузовики, хотя и были достаточно надежными и неприхотливыми требовали, импортные силовые агрегаты и автопромышленность отчаянно нуждалась в новом автомобиле.
1930 год стал знаковым для автомобильной промышленности СССР. В ноябре 1930 года в СССР, из машинокомплектов, были собраны первые грузовики FORD-AA:
В последствии, этот грузовик до 1933 года выпускался из машинокомплектов на заводе КИМ в Москве и на строящемся Нижегородском автомобильном заводе.
Выглядел форд русской сборки вот так:
Никаких адаптаций конструкции на начальном этапе не производилось. В 1930 году еще никто не знал, что скоро этот автомобиль будет переработан отечественными конструкторами и станет самым массовым грузовиком в годы великой отечественной войны.
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 1500 к.г.
Мощность: 40 л.с. при 2200 об/мин.
Объем двигателя: 4285 см^3
Максимальная скорость: 70 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
В 1933 году Завод АМО был переименован в завод ЗИС, и запустил в производство модель ЗИС-5. Для 1933 года конструкция автомобиля была устаревшей, так как имела деревянную кабину, которая была сложной в сборке и требовала много ручного труда, но в условиях СССР, где металлопрокат был недоступен, это решение показало себя вполне рациональным. Внешний вид ЗИС-5:
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 3000 к.г.
Мощность: 73 л.с. при 2300 об/мин.
Объем двигателя: 5550 см^3
Максимальная скорость: 60 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
Годы выпуска 1933-1958 (уралзис 355)
С освоением в производстве ЗИС 5, на базе устаревшего моторного агрегата от АМО 3, чтобы не покупать импортные двигатели, были переработаны и Ярославкие грузовики. Я-5 стал ЯГ-3. В целом автомобиль обладал той же грузоподъемностью, но максимальная скорость снизилась до 42х км/ч. Также на ЯГ-3 был устанавливался кузов с меньшей погрузочной высотой (видно по аркам задних колес) внешний вид автомобиля:
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 3000 к.г.
Мощность: 66 л.с. при 2400 об/мин.
Объем двигателя: 4882 см^3
Максимальная скорость: 42 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
Годы выпуска 1932-1934
Когда на заводе ЗИС выпуск моторов для ЗИС-5 вышел на полную мощность, эти двигатели начали поставляться и на Ярославский завод, соответственно у завода вновь появилась возможность выпускать 5ти тонные машины. С 1934 г. в производство запущен ЯГ-4 (Внешне практически повторявший Я-4):
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 5000 к.г.
Мощность: 73 л.с. при 2300 об/мин.
Объем двигателя: 5560 см^3
Максимальная скорость: 42 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
Годы выпуска 1934-1936. Всего выпущено 5348 автомобилей впоследствии этот автомобиль был модернизирован до ЯГ-6-7
Параллельно с Я-5, ЯГ-3, ЯГ-4, ЯГ-6, в Ярославле, малыми партиями, для нужд армии, выпускали грузовики повышенной проходимости, с приводом на 4 и на 8 колес вот эти красавцы ЯГ-10 и ЯГ-12 соответственно:
Автомобили обладали одинаковыми двигателями – «Континенталь» объемом больше 8 литров и мощностью 120 л.с. при 2400 об./мин. Грузоподъемность ЯГ-12 достигала 12 000 кг при движении по дороге с твердым покрытием. ЯГ 10 имел колесную формулу 6х4, а ЯГ-12 8х8
Грузовики были очень востребованы в армии, но из-за их очень малого количества до наших дней не сохранилось, ни одного экземпляра.
1932 г. Так же стал важной вехой в истории развития грузовиков в СССР. 29 января с конвейера (первого в СССР) нижегородского автозавода сошел первый НАЗ-АА. Автомобиль был «переработанной конструкцией Ford-АА. Советские инженеры усилили картер сцепления, рессоры, добавили воздушный фильтр. В Таком виде автомобиль выпускался до 1938 года, правда в 1933 НАЗ-АА переименовали в ГАЗ-АА так как город Нижний Новгород переименовали в Горький.
Внешний вид ГАЗ-АА:
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 1500 к.г.
Мощность: 40 л.с. при 2200 об/мин.
Объем двигателя: 3285 см^3
Максимальная скорость: 70 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
В 1938 году ГАЗ-АА был модернизирован и получил новый двигатель от М1. внешний вид автомобиля не изменился, но мощность двигателя возросла до 50 л.с.
Так же на безе ГАЗ-ММ и ЗИС 5 были разработаны автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х4 выглядели они вот так:
С этим парком техники СССР встретил великую отечественную войну, которая так-же оказала существенное влияние на развитие грузовиков.
Грузовики СССР времен войны.
И без того простые конструкции были упрощены до невероятного. Так как в стране не хватало металла и стекла, кабины заменялись на деревянные, механизмы упрощались, а ненужное электрооборудование ликвидировалось.
Так к 1942 году некогда эстетичная полуторка ГАЗ-АА стала выглядеть вот так:
На заводе упростили тормоза (оставили только задние), убрали двери, амортизаторы , оставили одну фару, глушитель, а на некоторых машинах убирали даже задний фонарь. Себестоимость автомобиля снизилась на 30% а выпуск его увеличился в 2 раза.
Такие же изменения претерпел и ЗИС-5, в годы войны он получил модификацию ЗИС — 5В и стал выглядеть вот так:
Занятно, что после войны довоенная комплектация так полностью и не восстановилась и до конца выпуска на «Уралзисе» автомобиль выпускался с угловыми крыльями военных лет.
К окончанию войны в хозяйстве на ранее оккупированных территориях начались восстановительные работы, но упрощенные грузовики военных лет окончательно морально устарели, и продолжать выпускать их для СССР было недопустимо, и с точки зрения их технических характеристик и с точки зрения их морального устаревания. Поэтому с 1946 года промышленностью освоены новые типы автомобилей. Основным грузовиком выпускавшимся на заводе ЗИС с 1947 года СТАЛ ЗИС 150:
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 4000 к.г.
Мощность: 90 л.с. при 2400 об/мин.
Объем двигателя: 5560 см^3
Максимальная скорость: 65 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
В 1946 году, на ГАЗе на конвейер встанет самый массовый грузовик в истории – ГАЗ 51. Эта модель будет выпущена тиражом 3481033 автомобиля и простоит на конвейере до 1975 года:
Автомобиль обладал следующими характеристиками:
Грузоподъемность: 2500 к.г.
Мощность: 70 л.с. при 2800 об/мин.
Объем двигателя: 3485 см^3
Максимальная скорость: 70 км/ч
Тип трансмиссии: механическая 4х ступенчатая, сцепление «сухое»
Колесная формула: 4X2
На этом наш обзор старых грузовиков СССР предлагаю закончить. Всем ровных дорог и надежных машин.
С уважением, администратор http://life-with-cars.ru