Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу все признаки неисправности сцепления и разберу причины их возникновения. Традиционно для нашего сайта, статья содержит множество фото и видео материалов.
Устройство и принцип работы сцепления.
Прежде чем рассматривать неисправности сцепления давайте попробуем разобраться как оно работает. Наглядно работу сцепления можно посмотреть на этом видео:
Если вы больше любите читать — работа сцепления очень проста и основывается на силе трения.
Как видно, сцепление состоит из двух соосных дисков. Когда они прижаты друг к другу, говорят о том, что сцепление включено.
На машине сцепление устроено немного сложнее, но принцип его работы аналогичен.
Устройство сцепления на автомобиле:
Расшифровка изображения.
1 — Направляющая выжимного подшипника.
2 — Первичный вал МКПП.
3- регулировочная скоба задающая свободный ход.
4,5 — вилка сцепления.
6 — корзина сцепления.
7 — ведомый диск сцепления.
8 — маховик двигателя.
9 — педаль сцепления.
Как видно, ведомый диск сцепления зажимается усилием пружин, между маховиком двигателя и корзиной сцепления.
Если необходимо выключить сцепление, и разъединить двигатель и трансмиссию, на лапки/лепестки корзины нажимают через вилку сцепления и выжимной подшипник. Вилка сцепления соединена с педалью посредством тросика, гидравлики или напрямую (на мотоциклах и старинных автомобилях).
Все признаки неисправности сцепления.
Внимание, все варианты приведены в порядке снижения их вероятности от наиболее вероятных к более редким.
При нажатии на педаль сцепления она, без усилия, проваливается, а на запущенном двигателе невозможно включить передачу.
Это самая честная неисправность. Происходит она при повреждении привода сцепления.
— порвался трос сцепления/повредился гидропривод (ремонтируется заменой и регулировкой).
— протерлась вилка сцепления и оделась на шарнир (ремонтируется заменой или наваркой и регулировкой).
Запах паленых накладок.
Это очень неприятный и специфический запах. Его невозможно ни с чем спутать.
Он возникает, как правило, при трогании с места, при попытке ускориться на большой скорости и при движении на подъем. Причина кроется в запредельном износе ведомого диска сцепления. Т.е. от его фрикционных накладок ничего не осталось. Выглядит это примерно вот так:
Если у вас автомобиль очень очень старый, или китайский, возможен вариант износа пружин в корзине сцепления, но я ни разу не встречал это на практике.
Ездить с этой неисправностью долго нельзя, так как при проскальзывании быстро изнашивается корзина и маховик.
Решение только одно — замена ведомого диска сцепления. Одновременно с этим, желательно заменить выжимной подшипник. Так как они служат примерно одинаково, стоит он не дорого, а его замена требует снятия коробки передач.
При движении на высоких передачах, при резком нажатии на педаль газа, скорость автомобиля не изменяется, а обороты двигателя возрастают.
Причины ровно те же что и в предыдущем случае — износ фрикционных накладок ведомого диска.
Просто при движении на скорости моторный отсек и днище отлично продуваются и запах почувствовать, возможно не всегда.
Иногда причиной такой неисправности сцепления бывает замасливание сцепления, но это бывает крайне редко.
При нажатии на педаль сцепления слышен гул, шум или скрежет.
Причина, в большинстве случаев, кроется в износе выжимного подшипника. В зависимости от конструкции, его меняют или набивают смазкой (в основном на старых машинах).
С этой неисправностью можно ездить довольно долго, просто это не сильно комфортно в плане акустики. Также важно понимать, есть вероятность, что подшипник полностью заклинит.
Гарантированное решение проблемы — замена выжимного подшипника.
Временное решение проблемы, например, для продажи автомобиля — сварить подшипник в тугоплавкой смазке.
Важно понимать, что работа по снятию и установке коробки передач стоит в разы дороже замены выжимного подшипника.
Если при нажатии сцепления вы слышите противный «высокий» писк — у вас полностью заклинил выжимной подшипник и его срочно надо менять, если этого не сделать, вы замените ещё и корзину сцепления.
Если писк и скрежет тихие, есть вероятность что развалился подшипник в маховике. Но в моей практике, только один раз в нем была проблема. Обычно его меняют при снятии корзины сцепления или при капитальном ремонте двигателя. Он, по большому счету, нужен для лучшей сохранности подшипников первичного вала коробки передач его сальника и увеличения срока службы диска сцепления.
Вибрации при трогании с места и/или при переключении скоростей.
Про это у нас на сайте есть отдельная статья.
Как правило, причина вибрации кроется в ведомом диске сцепления. Обычно у него ломаются или изнашиваются демпферные пружины:
Или частично разрушаются фрикционные накладки:
Бывает, что трескается сама корзина сцепления:
Если автомобиль оборудован двухмассовым маховиком, проблема может быть и с ним.
Самый маловероятный вариант — неверно настроены лапки выжима сцепления. Вероятность этого крайне низкая, так как лапчатые корзины сцепления не устанавливают на автомобили уже лет 25-30 (исключение УАЗ).
Точно определить неисправность поможет только снятие коробки передач и разборка сцепления.
Передачи переключаются с большим усилием, при их переключении слышен скрежет.
Эти симптомы говорят о неполном выключении сцепления. Т.е. диски сцепления разводятся не до конца, и ведомый диск продолжает вращаться.
Причиной этому может быть:
- воздух в гидроприводе сцепления (необходимо прокачать систему и устранить причины попадания воздуха).
- деформация или запредельный износ вилки сцепления (устранить можно только заменой, править вилку бесполезно).
- неверная регулировка сцепления ( отрегулировать в соответствии с инструкцией).
- выплавление выжимного подшипника из пластикового кожуха, особенно часто с этим сталкиваются владельцы Шевроле нивы. ( Решение проблемы — замена выжимного подшипника).
Заключение.
Выше мы рассмотрели все признаки неисправности сцепления и причины, которые их вызывают.
Я надеюсь, что статья была вам полезна. Если вы нашли неточность, хотите дополнить статью или у вас остались вопросы — пишите комментарии.
На этом у меня сегодня все.
С уважением, администратор https://life-with-cars.ru
недавно заменили сцепление на ВАЗ 2014 . Установили комплект сцепления LYNXauto CL 1026 ВАЗ 2108 , точную неисправность не обозначили. Сейчас при работающем двигателе постоянно дрожит (вибрирует) педаль сцепления. Это нормально. Очень неприятно и напрягает. Говорят привыкнешь , просто новое сцепление. Так ли это? Когда случилась неисправность, на работающем двигателе не включалась первая скорость. Предстоит длительная поездка, боюсь повторения неисправности в дороге.
Посмотрите при работающем двигателе на вилку сцепления — если она дрегается имеет место проблема в механической части
Помогите пожалуйста.
Автомобиль уаз3151 коробка сцепления корейская даймос
Не включаются передачи, возможно включить если много раз прокачать педаль, но в таком случае буксует сцепление. Шток регулировали и в меньшую сторону и в большую, результата нет. Всё стоит новое, кроме корзины. Возможно ли такое, что проблема в ней?
Ход штока рабочего цилиндра сколько? есть 17 мм?
На грузовичке Митсубиси кантер зажимается вилка и сцепление пробуесовывает.Ослабляю шток на рабочем,езжу примерно 500 км затем снова вилка зажимается.В чем может быть причина?
Сцепление смотрели,все в норме.
Рабочий или главный цилиндры по гидравлике чудят.
Отличная статья,ничего лишнего.
Благодарю за отзыв
Добрый день. Приобрел комплект сцепления Valeo на Хендай Солярис (ранее стояло так же оно), но при установке в сервисе сказали, что лепестки расположены почти горизонтально без уклона вверх, поэтому не происходит сцепление. Визуально заметна большая разница по наклону лепестков на корзине сцепления, которая была установлена ранее и новой корзиной. Сравнили в магазине с корзинами других фирм, и везде лепестки выше, чем на Valeo. Это может быть брак?
это не та корзина, пересорт. номера сверяйте.
Здравствуйте. Пятый пассат, вроде как одномассовое сцепление. На днях почувствовал одну особенность- предположим на холостых оборотах, сразу после свободного хода педали сцепления, в самый начальный момент, когда начинает чувствоваться упор педали во что-то там, но не нажимая далее, по самой педали начинает идти вибрация, как будто в такт вибрации двигателя. Последующее ее нажатие, почти сразу начинает исключать эту вибрацию. И при полном нажатии, вибраций никаких особо не наблюдается. Запахов и бробуксовок, также нет.. может ли эта проблема, в вышедшей из строя какой-нибудь из пяти опор двигателя, где вибрация от него передается через что-то там на педаль? Спасибо. И за статью, также спасибо
это скорее выжимной или корзина готовятся на погост.
Здравствуйте у меня такая проблема выжимаю педаль суепления и она доходит до конца как обычно но передачу не переключить, а вот чтобы переключить приходится выжимать сцепление с силой в пол и тогда срабатыват. Что это может быть?
сцепление не доконца выключается, «ведет». Если гидравлическое — воздух в системе, регулировка холостого хода или трещина на вилке, если механическое — регулировка, трещина на вилке, растяжение троса.
Подскажите пожалуйста . Приобрел заз шанс 1.3 , 10 года , и сейчас такая проблема что бывает передачи встают с трудностью и реже всего встречаюсь с такой проблемой что при нажатии сцепление на передачу не встает , как будто что то мешает , а если выжать второй раз сцепление то встает на передачу уже хорошо, не подскажите что за проблема может быть и как ее устранить ?
Воздух в системе. решается доливкой и прокачкой.
3 месяца как поменял сцепление на форд фокус3 /механика/.При нажатие педаль уходит плавно, а обратно возвращается медленно. Подскажите что это и что ожидать?
не могу знать… причин может быть много — от закусывания выжимного до разбухания манжет в главном цилиндре сцепления.
Здравствуйте, помогите узнать, поставили новый диск сцепления на грузовик, ездил 10 километров, потом машина совсем не двигается с места. Открыли диск, оно испорчено.
Мало данных — как ездили, как испорчено.
Такое дело, ниссан альмера Н 15 99года . Педаль сцепления потеряла свободный ход, тоесть нажатие педали сопровождается, рывками и шорканьем. Такое было менял тросик сцепления и всё хорошо. Купив новый тросик сверил по длине со старым, всё одинаково. Установил новый, но лапка сцепления имеет слишком большой свободный ход, и затянув тросик до конца передачи включаются и переключаются при полном сдавливании педали и то переодически с трудом. 8 месяцев назат менял корзину выжимной и диск сцепления
а регулировка свободного хода делалась? вилка сцепления как себя чувствует? то, что менялась корзина 8 месяцев назад не значит что с ней все ок! вариантов масса, так по интернету не сказать…. Я сталкивался с «ударным» включением сцепления (как бросили педаль) из-за зазубрины на шейке первичного вала КПП, которую сделали нерадивые авторемонтники.
Здравствуйте. Опель Зафира б 2006 г МКПП. У выжимного подшипника выдавило резинку. При снятии сцепления корзина в хорошом состоянии. У ведомого диска фередо изношено но не критично. Ступица ведомого диска( со шлицами) имеет не большой люфт. Стоит ли менять ведомый диск.
люфт — однозначно замена